ПРЕСС-ЦЕНТР
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ВЗНОСАХ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а в конце 2010 года в него были внесены изменения - снижены взносы для ряда страхователей. С появлением льгот у страхователей появилась потребность в получении разъяснений по порядку их применения у компетентных органов. Обязанность по разъяснению сложных вопросов, связанных с порядком начисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, возложена на Минздравсоцразвитие России. О вопросах трактовки на практике положений закона рассказывает эта статья.

 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон ФЗ от 24.07.2009  № 212-ФЗ «О страховых взносах...» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ). С этого же момента утратила силу глава 24 НК РФ «Единый социальный налог», что было определено Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

Применение положений Федерального закона о страховых взносах вызвало ряд вопросов, часть которых связано с определением возможных подходов к трактовке на практике его положений, получению соответствующих разъяснений властных органов и  следованию им.


В чью пользу?

Итак, страховые взносы в РФ перестали быть налогом.

Вспомним, что согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Пунктом 2 статьи 8 НК РФ устанавливается, что «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Любопытно, что Федеральным законом № 212-ФЗ понятие страхового взноса вообще не определяется.

Однако, здесь для нас главное, что страховой взнос - это не налог, и, следовательно, законодательство РФ о налогах и сборах на него не распространяется.

Пока глава 24 НК РФ действовала, ее нормы должны были соответствовать содержанию части первой НК РФ. Это касалось столь любимого налогоплательщиками пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства... толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)». Аналогичного положения в Федеральном законе № 212-ФЗ нет. При этом «сомнения, противоречия и неясности» присутствуют.

С общей тематикой уплаты страховых взносов связано содержание статьи 39 Конституции РФ, согласно которой «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Однако вопрос «трактовки неясностей» эти положения Конституции не решают. А вот относительно налогов и сборов, статьей 57 Конституции РФ устанавливается, что наряду с тем, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Из этого мы можем сделать лишь общий принципиальный вывод о том, что, согласно Конституции РФ, закон, в принципе, может ухудшить положение налогоплательщиков.


Разъяснения по мере необходимости

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливается, что в целях единообразного применения этого закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Это очень интересная норма, в которой следует обратить внимание на слова:

1) «в целях единообразного применения»;

2) «при необходимости»;

3) «могут».

Первое, по всей видимости, указывает на то, что положения закона могут применяться «не единообразно». Как это - понять сложно. Второе, видимо, указывает на то, что такое вот не единообразное применение или его потенциальная возможность (наверное, заложенная в тексте закона) может вызвать необходимость соответствующих разъяснений. Этим разъяснения, в свою очередь, «могут» (то есть совершенно не обязательно) последовать, а могут, соответственно, и не последовать. При этом порядок, в котором такие разъяснения могут последовать, согласно Закону, определяется Правительством РФ.


По этому поводу Правительством РФ
14 сентября 2009 года за № 731 было принято Постановление «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Согласно пункту 1 данного Постановления «в целях единообразного применения Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предоставить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации право издавать соответствующие разъяснения».

Вместе с тем, право не есть обязанность.

Но не все столь печально, и наряду с правами соответствующих органов исполнительной власти следует обратить внимание на их обязанности, вытекающие из прав плательщиков страховых взносов.


«Право получать... бесплатно информацию»

Статья 28 Федерального закона № 212-ФЗ, определяя права плательщиков страховых взносов, в частности, устанавливает (п. 1 ст. 28):

«Плательщики страховых взносов имеют право:

1) получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в том числе в письменной форме) о законодательстве Российской Федерации, о страховых взносах и, принятых в соответствии с ним, нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Этому праву плательщиков страховых взносов соответствует обязанность органов контроля, определяемая частью 3 пункта 3 статьи 29 рассматриваемого Федерального Закона, в соответствии с которой «Органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны:... в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения.»

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минздравсоцразвитии России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321, Минздравсоцразвития России «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере... социального страхования, включая уплату страховых взносов».

Таким образом, если издавать соответствующие разъяснения является правом Минздравсоцразвития России, то предоставлять «письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» является его обязанностью, установленной пунктом 1 статьи 28 Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ.


Итоги


Заканчивая статью, хочется отметить, что та озабоченность, которую у плательщиков страховых взносов в условиях существенного обновления данного института вызвало определения возможности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издавать «соответствующие разъяснения» как его права, а не обязанности, на самом деле совершенно напрасна. Издавать «при необходимости» «соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ» - это действительно право Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Точно также как, например, Минфин не обязан издавать выпускаемые им конкретные письма. Выпуск таких документов призван обозначить общую позицию министерства по отдельным вопросам применения законодательства. Обращения же с запросами конкретных плательщиков взносов по конкретным случаям требуют соответствующих разъяснений в обязательном порядке. И вот здесь, «в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения» - это уже обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов. Данная обязанность существует, она определена Федеральным законодательством и, по всей видимости, будет реализовываться.

 













  414024, г. Астрахань, ул. Бакинская
, 79   |   (8512) 63-16-00 © 2010 Группа компаний «Пилот»