ПРЕСС-ЦЕНТР
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

В последнее время поступает много вопросов от бухгалтеров бюджетных учреждений по поводу учета основных средств, по практическому применению плана счетов, в том числе при изменении государственной некоммерческой организацией своего типа. Вот подборка ответов на актуальные вопросы.


Можно ли при дарении объектов основных средств определить их рыночную стоимость самостоятельно, создав, комиссию по выбытию активов в самом учреждении, не привлекая эксперта со стороны и без запроса на завод-изготовитель?

Порядок определения первоначальной (фактической) стоимости объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, приведен в пункте 5 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция по применению ЕПСБУ).

«Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Для целей настоящей Инструкции под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме :

- от организаций-изготовителей;

- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Если у дарителя сохранился чек или другие документы на передаваемое имущество, то оно может быть оприходовано по данным документам.

Если имеются рекламные листовки, брошюры с данными о ценах на аналогичную продукцию, то комиссия по поступлению и выбытию активов должна составить акт (в произвольной форме), в котором должна быть зафиксирована стоимость принимаемого к учету объекта и ее обоснование. К акту рекомендуем приложить соответствующие документы или информацию с ценами на аналогичные товары.


Может ли комиссия учреждения по выбытию активов списывать объекты основных средств самостоятельно, без привлечения специалистов?

Согласно статье 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно статье 298 ГК РФ автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними собственником или приобретенными автономным (бюджетным) учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное (бюджетное) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться всем имуществом без согласия собственника имущества.

Согласно пунктам 51, 52 Инструкции по применению ЕПСБУ выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (Актом).

К отражению в бухгалтерском учете принимаются Акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на Акте.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, не допускается.

При этом федеральным учреждениям следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 "Об особенностях списания федерального имущества" и совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2011№ 96/30н "Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".

Аналогичный документ (документы) должен быть принят соответствующим органом субъекта РФ (муниципального образования) для учреждений, финансируемых из соответствующего бюджета.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, решение о списании федерального имущества принимается в отношении:

а) федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - учреждением самостоятельно;

б) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

Согласно Положению об особенностях списания федерального имущества (пункты 5, 6) в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее - комиссия).

Комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным (бюджетным) учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, находящихся в их ведении;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных и бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных и бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности."


Как правильно определить тип учреждения, какими документами руководствоваться? Можно ли самостоятельно изменить тип учреждения, особенно, тип казенного учреждения?

Критерии отнесения учреждения к федеральным казенным установлены статьей 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ в целях приведения правового положения бюджетных и казенных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных настоящим Федеральным законом, статей 30 и 33 настоящего Федерального закона и настоящей статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо было принять до 1 декабря 2010 года нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений.

Критерии отнесения учреждения к автономным установлены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ изменение типа бюджетных учреждений в целях создания казенных учреждений, а также изменение типа казенных учреждений в целях создания бюджетных учреждений после 1 октября 2010 года осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 12 .01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (введена Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ) изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Таким образом, учреждение самостоятельно не имеет права устанавливать себе тип. Оно может дать предложения по изменению своего типа учредителю.


Как учитывать средства ОМС медицинским бюджетным организациям, которые в переходный 2011 год работают по Инструкции 162н, т.к. в отношении них еще не приняты решения о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета: на КФО=7 или по-старому, на КФО=2?

Согласно пункту 4 приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" положения Приказа № 162н распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Это значит, что учреждение, получившее статус «бюджетное» и продолжающее получать лимит бюджетных обязательств (ЛБО), должно вести учет в соответствии с Приказом № 162н.

В соответствии с пунктом 3 приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", Приказ № 191н распространяется также на бюджетные учреждения до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2291) в отношении бюджетных учреждений решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учреждения, которые в 2011 году ведут бюджетный учет, должны составлять бюджетную отчетность.

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, в бюджетной отчетности предусмотрено отражение показателей в разрезе бюджетной деятельности (КФО=1), приносящей доход деятельности (КФО=2) и средств во временном распоряжении (КФО=3).

Поэтому учреждениям, в отношении которых еще не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета, следует отражать средства ОМС по-старому, по КФ0 =2 (приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)).

 













  414024, г. Астрахань, ул. Бакинская
, 79   |   (8512) 63-16-00 © 2010 Группа компаний «Пилот»